ПРЕОДОЛЕНИЕ — Луиза Носкова: «Ровно через год после осколочного перелома я выиграла Олимпиаду»

ПРЕОДОЛЕНИЕ — Луиза Носкова: «Ровно через год после осколочного перелома я выиграла Олимпиаду» 18.02.2021

ПРЕОДОЛЕНИЕ — Луиза Носкова: «Ровно через год после осколочного перелома я выиграла Олимпиаду»

 Историю #преодоления рассказала олимпийская чемпионка, чемпионка мира по биатлону, руководитель тюменской ОСШОР по лыжным гонкам и биатлону Луиза Носкова. Очень мотивирующая история, вывод из которой – никогда не сдаваться и верить в себя.

«Я всегда была активной девочкой, занималась танцами и балетом! Я видела себя балериной, а моим кумиром была легендарная Майя Плисецкая. С этой великой женщиной мне удалось впоследствии познакомиться. Занималась я даже спортивной гимнастикой, ходила в кружки выжигания и фотографии. А лыжные гонки всерьёз появились в моей жизни довольно поздно по нынешним временам – только в 14 лет. Конечно, я на лыжах бегала на школьных соревнованиях, но это было развлечение.

При этом тренеру я первоначально не приглянулась. Тогда в мой родной Лабытнанги приехали работать Хамит Файзрахманович и Татьяна Вениаминовна Ахатовы. Вот Хамит Файзрахманович, когда ходил на уроки физкультуры в школы и набирал детей в секцию, на меня поначалу внимания и не обратил. Ну а чем я могла ему приглянуться? Маленькая, щуплая. Зато мою подругу Надежду Касьянову он на занятия позвал. А она одна идти побоялась, позвала меня с собой.

Пошли мы вместе. Ахатов на меня так посмотрел внимательно – зачем пришла, не подходишь же, но потом дал лыжи, ботинки, палки и предложил попробовать. Получаться у меня стало сразу. И уже никакой речи не было о том, что я не подхожу для лыжных гонок. Характер мне помог. Я была упрямой, могла терпеть, а трудолюбие привили родители. Успехи в лыжах пришли за счёт выносливости и упорства. Меня называли крабом, потому что если я цеплялась за кем-то, скинуть сложно было. Вот сейчас вижу себя в Денисе Спицове.

А когда я училась в десятом классе, в наш город приехал Леонид Александрович Гурьев, который и пригласил меня в биатлон. Было это в 1985-м. У меня на руках был вызов из института имени Лесгафта в Ленинграде, а Гурьев пришёл к нам домой, пришли и супруги Ахатовы. Он расписал преимущества биатлона, рассказал, что у меня будут хорошие результаты, да и поступить можно в сельскохозяйственную академию в Тюмень – от дома недалеко.

Последний пункт меня и подкупил. Действительно, от дома недалеко, можно часто приезжать. Да и профессия экономист-организатор вполне себе привлекательная, если что-то в спорте не получится. В общем, я уехала учиться в Тюмень и стала биатлонисткой. В довольно осознанном возрасте я сменила вид спорта.

ПРЕОДОЛЕНИЕ — Луиза Носкова: «Ровно через год после осколочного перелома я выиграла Олимпиаду», изображение №2



Но в биатлоне всё было далеко не так радужно, как в лыжах. У меня просто не шла стрельба. Что бы я ни делала, ничего не получилась. Я даже сказала Леониду Александровичу, что бросаю этот биатлон, потому что ничего не получается. Он даже согласился вроде бы, но предложил ещё годик потерпеть. Мол, если не получится – возвращайся в лыжи.

ПРЕОДОЛЕНИЕ — Луиза Носкова: «Ровно через год после осколочного перелома я выиграла Олимпиаду», изображение №3



И надо же, за этот год что-то у меня переключилось в голове. Может быть, я просто отпустила эту ситуацию, смирилась с тем, что скоро попрощаюсь с биатлоном? А может, все труды вылились, наконец, в результат? Но ко мне пришла стрельба, я стала получать удовольствие от стартов. В 1988-м меня пригласили на просмотр в сборную СССР в Сухуми в числе других юниорок.

И надо же было такому случиться, что в тот же сезон я поехала на взрослый чемпионат мира в австрийском Файстрице и завоевала золотую медаль в командной гонке! Я вообще не должна была туда ехать, так как не пробилась по результатам. Но в тот же год проходил юниорский чемпионат мира, и туда отправилась спортсменка, которая обыграла меня на отборах и была на год моложе. А я поехала со взрослыми в Австрию и стала чемпионкой мира.

ПРЕОДОЛЕНИЕ — Луиза Носкова: «Ровно через год после осколочного перелома я выиграла Олимпиаду», изображение №4



Через пару лет я думала закончить со спортом. У меня родился сын, вокруг которого и завертелась моя жизнь. Я была уверена, что спорт остался в прошлом, появилось время на то, чтобы доучиться в сельскохозяйственной академии на экономиста-организатора. Но… Советский Союз развалился, наступили очень сложные времена. Трудоустроиться куда-то было очень сложно.

А что я умела? Только бегать на лыжах и стрелять. За это я могла получать зарплату. Поговорила с родителями, которые забрали сына в Лабытнанги. Вернулась в биатлон, очень быстро набрала форму. 25 февраля 1993 года в Санкт-Петербурге я бежала на чемпионате России спринт, шла лидером, оставалось только добежать последний круг. И тут я сломала ногу. Лыжня на спуске была глубоко нарезана, я не успела вытащить ногу, зацепилась креплением и… Получила осколочный перелом голеностопа со смещением. Мне сделали операцию, загипсовали. Когда я вернулась в Тюмень, первым делом пошла к спортивным врачам с вопросом – смогу ли я дальше заниматься спортом?

Ответ был жёсткий: дорогая, какой спорт, тебе бы инвалидом не остаться и не хромать. Скорее всего, никакого спорта в твоей жизни больше не будет. Мир для меня в тот момент рухнул. Второй раз, получается, я завершила карьеру, едва вернувшись. Было много мыслей – за что, почему я, что я сделала, что на меня такое обрушилось? Выбираться из этой ямы мне было очень сложно.

Леонид Александрович Гурьев через некоторое время предложил ехать к родителям и потихоньку восстанавливаться в родном доме. Меня переправили в родной город, где я пошла на учёт к местному хирургу. Он посмотрел мои выписки, снимки, ногу и сказал, что нужно снимать гипс, поскольку мышцы начали атрофироваться.

Я говорю – мне же ещё как минимум две недели нужно в гипсе быть, врачи так сказали. Да и про спорт можно забыть. Он посмотрел на меня внимательно и произнёс фразу, которая до сих пор в памяти: «Ты мне веришь? Хочешь стать олимпийской чемпионкой?» А кто же не хочет? Врач снял мне гипс и правильно сделал, потому что на ноге уже язвы начали образовываться.

Именно местный хирург в Лабытнанги помог мне вернуться в большой спорт. Я бесконечно благодарна ему за то, что он не только вылечил меня, но и дал веру в собственные силы. Начался процесс восстановления, за время которого я прочла много книг по психологии, что стало огромным подспорьем для меня.

Реабилитация и разработка ноги шла очень сложно, но я терпела и верила в то, что всё делаю не напрасно. Я поняла, что никогда нельзя отчаиваться и опускать руки. Даже в сложной ситуации можно найти точку опоры, за которую можно уцепиться и начать путь наверх. А самое главное – нужно верить в себя даже тогда, когда другие уже не верят. Победить нужно себя, а не кого-то ещё. Я смогла это сделать.

25 февраля 1994 года, ровно через год после того падения в Санкт-Петербурге, я стала олимпийской чемпионкой в эстафете в составе сборной России».

Проект «На лыжи!»

Автор рубрики: Андрей Шитихин

ПРЕОДОЛЕНИЕ — Луиза Носкова: «Ровно через год после осколочного перелома я выиграла Олимпиаду», изображение №5ПРЕОДОЛЕНИЕ — Луиза Носкова: «Ровно через год после осколочного перелома я выиграла Олимпиаду», изображение №6


Возврат к списку